Доступная среда

Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)

Специально оборудованные учебные кабинеты

В МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №19 "Светлячок" для групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми имеются:

кабинет педагога-психолога;

2 кабинета учителей-логопедов;

кабинет учителя-дефектолога.

Объекты для проведения практических занятий

Развивающая предметно-пространственная среда детского сада представлена комплексно и многофункционально.

Здоровьесберегающая среда:

- спортивный зал

- плавательный бассейн

- фитобар

- кабинет педагога-психолога

- сенсорная комната

Среда познавательно-исследовательского развития:

- кванториум

- компьютерный класс

- центр ранней профориентации

- тематическая площадка "Космос"

Среда художественно-эстетического развития:

- музыкальный зал

Среда для речевого развития:

- лингафонный кабинет

- тематическая площадка "Читайка"

Среда коррекционно-развивающего обучения:

- 2 кабинета учителей-логопедов

- кабинет учителя-дефектолога

Развивающая среда внегрупповых помещений (рекреаций, коридоров и холлов):

- тематическая площадка «Городок безопасности»

- тематическая площадка «Природа Белогорья»

- «Аллея профессий»

- центр двигательной активности «Спортивные минутки»

- тематическая площадка «Моя Родина»

- галерея творчества

Библиотека

Учебно-методическое и библиотечно-информационное обеспечение реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Показатель Фактический показатель % оснащённости

Учебная, учебно-методическая

литература и иные библиотечно-

информационные ресурсы

- Обеспечение информационной поддержки образовательной деятельности воспитанников и педагогических работников на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг;

- укомплектованность печатными и электронными

информационно-образовательными ресурсами по всем

образовательным областям примерной общеобразовательной программы дошкольного образования

128 91%
- обеспеченность дополнительной литературой примерной общеобразовательной программы дошкольного образования 121 92%

- обеспеченность официальными периодическими,

справочно-библиографическими изданиями, научной

литературой .

8 93%

Спортивные объекты

В МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №19 "Светлячок" оборудованны спортивный зал, бассейн. На территории детского сада расположена спортивная площадка. Все эти объекты используются всеми детьми, посещающими дошкольное учреждение.

Средства обучения и воспитания

Наша дошкольная организация обеспечена средствами обучения и воспитания для проведения практических занятий с детьми-инвалидами и лицами с ОВЗ, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей:

• игровым и учебным оборудованием (игры, игрушки, учебные пособия;

• спортивным оборудованием и инвентарем (мячи, гимнастические маты и др.);

• музыкальными инструментами (металлофоны, треугольники, трещетки, колокольчики и др.);

• учебно-наглядными пособиями (тематические книги, плакаты, картинки);

• мультимедийные проекторы (стационарный в музыкальном зале и переносной),

• магнитофоны, музыкальные центр и др;

• печатными и иными материальными объектами, необходимыми для организации образовательной деятельности с воспитанниками (книги, энциклопедии и др.). Средства обучения и воспитания соответствие принципу необходимости и достаточности для организации образовательной, коррекционной работы, методического оснащения воспитательно-образовательного процесса, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.

Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках ООД по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.

Развивающая предметно-пространственная среда создана с учетом интеграции образовательных областей.

Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей.

Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка. Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

Познавательно-исследовательская деятельность Центр природы в групповом помещении

1. Стеллаж для пособий и оборудования.

2. Резиновый коврик.

3. Халаты, передники, нарукавники.

4. Бумажные полотенца.

5. Природный материал (песок, вода, глина, камешки, ракушки, минералы, разная по составу земля, различные семена и плоды, кора деревьев, мох, листья и т.п.).

6. Сыпучие продукты (желуди, фасоль, горох, манка, мука, соль).

7. Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито.

8. Микроскоп, лупы, цветные стекла.

9. Аптечные весы, безмен, песочные часы.

10. Технические материалы (гайки, болты, гвозди).

11. Вспомогательные материалы (пипетки, колбы, шпатели, вата, марля, шприцы без игл).

12. Схемы, модели, таблицы с «алгоритмом» выполнения опытов.

13. Игра «Времена года».

14. Календарь природы.

15. Лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления

16. Почвы, кисточки.

- Центр математического развития

1 Раздаточный счетный материал (игрушки, мелкие предметы, предметные картинки).

2 Комплекты цифр, математических знаков, геометрических фигур, счетного материала для магнитной доски.

3 Занимательный и познавательный математический материал, логикоматематические игры

4 Схемы и планы (групповая комната, кукольная комната, схемы маршрутов от дома до детского сада, от детского сада до библиотеки и т.д.)

6 Набор объемных геометрических фигур.

7 «Волшебные часы» (части суток, времена года, дни недели).

8 Счеты, счетные палочки.

Речевое развитие детей

Восприятие художественной литературы и фольклора

Центр книги

1 Стеллаж или открытая витрина для книг.

2 Столик, два стульчика, мягкий диван.

3 Детские книги по программе и любимые книги детей, два-три постоянно меняемых детских журнала, детские энциклопедии, справочная литература.

4 Книги по интересам о достижениях в различных областях.

5 Книги, знакомящие с культурой русского народа: сказки, загадки, потешки, игры.

6 Книжки-раскраски по изучаемым лексическим темам, книжки- самоделки.

7 Магнитофон, аудиокассеты с записью литературных произведений для детей.

Развитие речи

- Центр речевого развития.

1 Азбука магнитная.

2 Рабочие тетради.

- Центр «Будем говорить правильно».

3 Полка для пособий.

4 Пособия и игрушки для выработки направленной воздушной струи (тренажеры, «Мыльные пузыри», надувные игрушки, природный материал).

5 Сюжетные картинки.

6 Настольно-печатные игры.

7 Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.

8 «Алгоритмы» и схемы описания предметов и объектов; мнемотаблицы для заучивания стихов и пересказ текстов.

9 Материал для звукового и слоговогоанализа и синтеза, анализа и синтез предложений.

10 Игры для совершенствования навыков языкового анализа и синтеза

11 Игры для совершенствования грамматического строя речи

12 Лото, домино и другие игры по изучаемым лексическим темам.

13 Альбом «Наш город» (рисунки и рассказы детей о городе).

14 Глобус, карта России.

15 Игры по направлению «Человек в истории и культуре» («От кареты до ракеты», «Вчера и сегодня», «Охота на мамонта» и др.).

18.Игры по направлению «Обеспечение безопасности жизнедеятельности» («Можно и нельзя», «Как себя вести?», «За столом»)

Физическое развитие детей

Двигательная деятельность

- Центр двигательной активности

1 Мячи средние разных цветов.

2 Мячи малые разных цветов.

3 Мячики массажные разных цветов и размеров.

4 Обручи.

5 Веревки, шнуры.

6 Флажки разных цветов.

7 Гимнастические палки.

8 Кольцеброс.

9 Кегли.

10 «Дорожки движения».

11 Мишени на ковролиновой основе с набором дротиков и мячиков на «липучках».

12 Длинная скакалка.

13 Короткие скакалки

14 . Нетрадиционное спортивное оборудование.

15 Массажные и ребристые коврики.

- Центр сохранения здоровья

1.Плакаты по правилам безопасности ребенка и жизнедеятельности

2 Дидактические игры по валеологии.

Художественно-эстетическое развитие детей

Изобразительная деятельность

- Центр изобразительной деятельности

1 Восковые и акварельные мелки.

2 Цветной мел.

3 Гуашевые и акварельные краски.

4 Фломастеры, цветные карандаши.

5 Пластилин, глина.

6 Цветная и белая бумага, картон, лоскутки ткани, нитки, ленты, старые открытки, природные материалы (сухие листья, лепестки цветов, семена, мелкие ракушки и т.п.).

7 Рулон простых белых обоев для коллективных работ (рисунков, коллажей, аппликаций).

8 Кисти, палочки, стеки, ножницы, поролон, печатки, трафареты по изучаемым темам.

9 Клейстер.

10. Доски для рисования мелом, фломастерами.

11. Книжки-раскраски «Городецкая игрушка», «Филимоновская игрушка», «Гжель», «Хохломская роспись».

- Центр конструирования

1 Строительные конструкторы с блоками среднего и мелкого размера.

2 Тематические строительные наборы «Город», «Мосты».

3 Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных, дорожные знаки, светофоры и т.п.).

4 Макет железной дороги.

5 Транспорт (мелкий, средний, крупный).

6 Машины легковые и грузовые (самосвалы, грузовики, фургоны, специальный транспорт).

7 Простейшие схемы построек и «алгоритмы» их выполнения.

8 Мозаика крупная и мелкая и схемы выкладывания узоров из нее.

9 Конструкторы типа «Lego» или «Duplo» с деталями разного размера и схемы выполнения построек.

10 Игра «Танграм».

11 Разрезные картинки (4—12 частей, все виды разрезов), пазлы.

12 Различные сборные игрушки и схемы их сборки.

13 Игрушки-трансформеры, игрушки- застежки, игрушки-шнуровки.

Музыкальная деятельность

- Центр музыкально- театрализованной деятельности

1 Музыкальные игрушки (балалайки, гармошки, пианино, лесенка).

2 Детские музыкальные инструменты(металлофон, барабан, погремушки, бубен, детский синтезатор, маракасы, румба, трещотка, треугольник, валдайские колокольчики).

3 «Поющие» игрушки.

4 Звучащие предметы-заместители.

5 Ложки, палочки, молоточки, кубики.

6 Магнитофон, аудиокассеты с записью детских песенок, музыки для детей, «голосов природы».

7 Музыкально-дидактические игры («Спой песенку по картинке», «Отгадай, на чем играю», «Ритмические полоски»).

8 Портреты композиторов (П. Чайковский, Д. Шостакович, М. Глинка, Д. Кабалевский и др.).

9 Ширма.

10 Стойка-вешалка для костюмов.

11 Костюмы, маски, атрибуты для обыгрывания сказок

12 Куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной, кукольный, настольный, перчаточный) для обыгрывания сказок.

13 Аудиокассеты с записью музыкального сопровождения для театрализованных игр.

Социально-коммуникативное развитие детей

Коммуникативная деятельность

- Центр сюжетно-ролевых игр

1 Куклы разных размеров.

2 Комплекты одежды и постельного белья для кукол, кукольные сервизы, кукольная мебель, коляски для кукол.

3 Предметы-заместители для сюжетно-ролевых игр.

4 Атрибуты для нескольких сюжетно-ролевых игр («Дочки-матери», «Хозяюшки», «Доктор Айболит», «Парикмахерская», «Моряки»).

5 Альбомы с сериями демонстрационных картин «Наш детский сад», «Все работы хороши», «Мамы всякие нужны».

Требования к развивающей предметно-пространственной среде.

1 Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДО, группы, а также территории, прилегающей к ДО, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

2 Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

3 Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

4 Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательнонасыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы, выполнению требований ФГОС. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство предоставляет необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3) Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4) Вариативность среды предполагает: наличие в Организации или группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

7) ДО самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы. Все основные компоненты развивающей предметной среды в ДОУ включают оптимальные условия для полноценного развития дошкольников .

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

В МБДОУ «Детский садобщеразвивающего вида № 19 «Светлячок» созданы условия для детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Имеются тактильные таблички Брайля, санитарные помещения для маломобильной категории граждан, напольные метки, поручни внутри помещения, здания детского сада оборудованы домофонами. Конструктивные особенности здания детского сада предусматривают наличие пандусов.
При необходимости для обеспечения доступа в здание образовательной организации инвалиду или лицу с ОВЗ возможно предоставление сопровождающего лица.

В Учреждении функционирует 3 группы для детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья:  

- группа компенсирующей направленности  для детей с задержкой психического развития.

- 2 группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Коррекционно-развивающий и образовательный процесс с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ осуществляют специалисты:

- старшая медицинская сестра

- 3 учителя-логопеда

- 1 учитель-дефектолог

- 2 педагога-психолога

- 2 инсруктора по физической культуре

- 2 музыкальных руководителя

- воспитатели

Образовательная деятельность  осуществляется по адаптированным основным образовательным программам, а для детей-инвалидов разрабатывается индивидуальный маршрут в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида.

Специальные условия питания

  Питание – один из важных факторов, обеспечивающих нормальное течение процессов роста, физического и нервно – психического развития ребенка. Ухудшение качества питания приводит к снижению уровня защитно – приспособительных механизмов детского организма и возможному увеличению аллергических реакций, способствует росту болезней органов пищеварения. Поэтому именно качеству питания  в нашем детском саду уделяется повышенное внимание.

  Основными принципами организации питания в нашем учреждении являются:

*    Соответствие энергетической ценности рациона энергозатратам ребенка.

*    Сбалансированность в рационе всех заменимых и незаменимых пищевых веществ.

*    Максимальное разнообразие продуктов и блюд, обеспечивающих сбалансированность рациона.

*    Правильная технологическая и кулинарная обработка продуктов, направленная на сохранность их исходной пищевой ценности, а также высокие вкусовые качества блюд.

*    Оптимальный режим питания, обстановка, формирующая у детей навыки культуры приема пищи.

*    Соблюдение гигиенических требования к питанию (безопасность питания).

  Количество приемов пищи в нашем детском саду – 5.

  Завтрак – молочные каши: овсяная, манная, рисовая, пшенная, гречневая, "дружба", суп молочный с макаронными изделиями. Каши чередуются с блюдами из натуральных яиц, творога. В качестве напитка –  сок фруктовый, чай с молоком,  злаковый кофе, какао на молоке с бутербродом с маслом сыром, кондитерские изделия.

  2-ой завтрак -  сок или витаминизированный напиток.

 Обед – закуска в виде салатов из свежих овощей (огурцы, помидоры, перец)  с растительным маслом. Первое горячее блюдо – щи, борщ, овощной суп, суп — пюре, уха (рыбный суп). Второе  блюдо – мясное, рыбное, из птицы, из печени с гарниром. Третье блюдо – компот из свежемороженных  ягод, свежих фруктов, сухофруктов,  кисель из натуральных ягод. Хлеб.

  Полдник – молочные и кисломолочные напитки с  выпечкой собственного производства (ватрушка с творогом, сладкая булочка), печеньем, кондитерскими изделиями.

  Ужин -  включает в себя блюда из творога – запеканка, пудинг с соусами собственного приготовления блюда из рыбы, птицы, овощей, ленивые вареники, а также напиток –  кисломолочные напитки, соки, чай с лимоном. Хлеб.

  При разработке меню учитывают возрастные группы: 1-3 лет и 4-7 лет. Набор блюд при этом единый, различен объем порций для младших и старших детей. Рацион  разнообразен как за счет расширения ассортимента продуктов, так и за счет разнообразия блюд, готовящихся из одного продукта.

  Пищевые продукты, поступающие в детский сад, имеют документы, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность; хранятся в  с соблюдением  требований СаНПин и товарного соседства.

  Устройство, оборудование, содержание пищеблока детского сада соответствует санитарным правилам к организации детского общественного питания. Пищеблок оснащен всем необходимым технологическим и холодильным оборудованием, производственным инвентарем, кухонной посудой.

  Все блюда — собственного производства; готовятся в соответствии с технологическими картами, санитарными нормами.

Специальные условия охраны здоровья

Забота о здоровье детей – приоритетное направление работы нашего детского сада. В  учреждении строго соблюдаются правила и меры безопасности жизни и здоровья детей. Здоровье детей в детском саду не должно подвергаться опасности, это контролируют воспитатели,  заведующий. В нашем детском саду создаются условия для полноценной физкультурно-оздоровительной работы. С целью приобретения воспитанниками опыта двигательной деятельности создана оптимальная предметно пространственная развивающая образовательная среда, включающая физкультурный зал, плавательный бассейн, игровые и спортивную площадку на территории учреждения, физкультурные уголки в каждой возрастной группе; созданы необходимые условия для организации закаливающих мероприятий. В детском саду имеется медицинский кабинет. В группах имеются информационные стенды "Уголок здоровья", которые содержат памятки, советы врача по профилактике детских заболеваний.

Педагогами детского сада совместно с медицинскими работниками учреждения систематически ведется фиксированная документация. В предэпидемический период в дошкольном учреждении усилен контроль обеспечения оптимального температурного режима, за своевременным проведением  дезинфекции и соблюдением режима проветривания  в соответствии  с требованиями  санитарного законодательства. С целью становления ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) один раз в квартал проводятся дни здоровья. В эти дни двигательный режим насыщается музыкальными развлечениями, спортивными играми и упражнениями, соревнованиями, походами за пределы детского сада. 

В образовательном процессе детского сада можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий:

  • медико-профилактические;
  • физкультурно-оздоровительные;
  • технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
  • здоровьесбережение и здоровьеобогащение педагогов ДОУ;
  • валеологическое просвещение родителей;
  • здоровьесберегающие образовательные технологии.

Оздоровительная работа в течение года проводится под контролем медицинской сестры.

  1. Утренняя гимнастика.
  2. Одежда по погоде.
  3. Прогулка (два раза в день)
  4. Бодрящая гимнастика после сна
  5. Световоздушные ванны.
  6. Физкультурные занятия 2 раза в неделю в спортивном зале, 1 занятие на улице.
  7. Профилактические прививки по национальному календарю прививок.
  8. «С» витаминизация третьего блюда.
  9. Сезонная профилактика гриппа

Доступ к информационным системам

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - не предусмотрен образовательной программой

Электронные образовательные ресурсы

Использование электронного обучения и дистанционых образовательных технологий при реализации образовательных программ  не предусмотрено.

Специальные технические средства обучения

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - интерактивная доска с мультимедийным проектором

Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

Общежитие и интернат на балансе МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №19 "Светлячок" отсутствуют

Жилые помещения в общежитии, интернате

Жилых помещений в общежитии, интернате при МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №19 "Светлячок" не предусмотрено

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie